Психорегулирующая тренировка велогонщика

Страницы: 1 2 3 4 5

Правильно и прочно освоенная процедура аутогенной тренировки позволяет спортсмену лучше настроиться на соревнование, то есть снизить (а иногда и повысить) уровень эмоционального возбуждения, научиться лучше чувствовать свои мышцы и тонко регулировать уровень их напряжения.

Кроме того, выработанная велогонщиком способность к управлению своим вниманием и к подчинению простейшим самовнушениям позволит ему в дальнейшем лучше осуществлять самовнушения самой различной направленности: например, преодоление страха перед определенным участком трассы, перед конкретным соперником или перед ответственным стартом вообще.

Однако, как уже говорилось, наиболее часто эти упражнения используются для снижения эмоционального напряжения спортсменов, повышения способности к управлению своим вниманием, а также для обучения навыкам раннего распознавания нарастающего психического напряжения и предотвращения данного процесса.

Разумеется, наиболее эффективно начальное обучение аутогенной тренировке происходит под руководством квалифицированного психолога и длится от одной до четырех недель. Во время первого занятия велосипедистам необходимо разъяснить важность овладения этими приемами и только потом приступать к их практической демонстрации. В конце занятий полезно расспросить обучающихся об их субъективных ощущениях при выполнении того или иного приема, обсудить с ними возникающие проблемы и дать рекомендации по самостоятельному проведению подобных занятий длительностью 10—15 мин. по 2 раза ежедневно. При этом рекомендуется подбирать оптимальное для каждого велосипедиста время и место психорегулирующих тренировок, стараясь на I этапе обучения по возможности избегать отвлекающих факторов.

Исключительно важно, чтобы на I этапе процесс усвоения словесных формул и сопровождающих их ощущений был как бы пассивным — без малейших усилий со стороны обучающихся, направленных на отвлечение от внешних помех и мешающих мыслей. Поэтому, если в момент проведения пассивной релаксации спортсмен почувствует влияние отвлекающего фактора, он не должен стремиться немедленно вытеснить его из своего сознания. Надо непроизвольно переключить внимание на него, а затем так же естественно вернуться к разучиваемым формулам и ощущениям.

Последующие 3 занятия должны быть посвящены детализации процедуры обучения. На этих занятиях очень важно уловить индивидуальные особенности занимающихся с тем, чтобы подобрать оптимальные для каждого из них условия овладения приемами саморегуляции. В течение недели не следует проводить постоянный опрос испытуемых и записывать их субъективные суждения для оценки успешности данного процесса, которая определяется способностью спортсмена к полному уходу от внешних раздражителей, а также его умением мысленно воспроизводить заданные образы.

Рекомендуется постоянно концентрировать внимание спортсменов на том, что процесс обучения будет трудным и придется провести несколько сеансов, прежде чем нужное качество начнет развиваться. Поэтому если процесс обучения не приносит ощутимого эффекта на первых занятиях, все равно не следует увеличивать время сеансов.

Дело в том, что если увеличение времени занятия и дополнительные старания испытуемого не принесут быстрого успеха, это может вызвать у него устойчивое недоверие к своим способностям к саморегуляции, которое не только будет мешать снятию психического напряжения, но еще более повысит его.