Психорегулирующая тренировка велогонщика

Страницы: 1 2 3 4 5

Исключительно высокие современные нагрузки в велосипедном спорте выдвинули на повестку дня проблему быстрого и эффективного восстановления спортсмена, причем восстановления не только физического, но и психологического. Эти две стороны одного общего процесса восстановления тесно взаимосвязаны, однако имеют и собственные, присущие только им, особенности, а значит, методы изучения и профилактики.

Проблема перетренированности — одна из важнейших в современном велоспорте, ибо она всегда возникает там, где речь идет об экстремальных (исключительно высоких) нагрузках, а без экстремальных нагрузок нет современного спорта, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия по интенсификации восстановительных процессов.

В настоящее время существует уже достаточное количество таких средств и методов, главным образом фармакологического или механического воздействия (от простого ручного массажа до сложных физиотерапевтических аппаратурных методов). Успешно применяются в отечественном и зарубежном спорте и различные психологические методы восстановления оптимального состояния спортсмена.

В этой статье мы остановимся на психологических методах, наиболее доступных тренерам и спортсменам для самостоятельного изучения и практического применения. Сюда следует отнести группу методов психорегуляции, в первую очередь методику психической саморегуляции. Суть ее сводится к одному — к воспитанию самоконтроля над такими психическими состояниями, как тревожность и эмоциональное возбуждение.

Особое значение саморегуляция предстартовых состояний велогонщиков имеет в состязаниях на спринтерских дистанциях в гонках на треке. Дело в том, что если в длительных шоссейных гонках спортсмен, сильно разволновавшийся перед стартом, может постепенно прийти в нормальное состояние по ходу борьбы на дистанции, а дополнительное выделение в кровь нашего основного энергетического топлива — адреналина, которое происходит при высоком эмоциональном возбуждении, даже придает ему дополнительные силы, то в быстротечных заездах этот фактор чаще оказывает отрицательное влияние. Повышенное эмоциональное возбуждение, выйдя из-под контроля гонщика, проявит себя в рефлекторном напряжении мышечных групп. В первую очередь, как правило, напрягаются мышцы шеи и плеч, а потом уже теряют необходимую способность к расслаблению мышцы рук и ног. Естественно, что все это негативно сказывается на выступлении спортсмена в тех гонках, где решающее значение имеет моментальная взрывная реакция, а также способность мгновенно разгадать тактический ход противника и тут же отреагировать на него. Все это возможно только при хорошем расслаблении мышц, не совершающих в данный момент необходимые усилия. Впрочем, и в шоссейных гонках повышенное эмоциональное напряжение и соответствующая мышечная скованность имеют целый ряд негативных последствий, главными из которых являются: недостаточная быстрота реагирования на тактические действия партнеров и противников, а также более быстрое утомление плохо расслабляющихся (в нерабочей фазе) мышц.

Таким образом, способность велогонщика к саморегуляции психических состояний не только позволяет ему снизить или взять под контроль свое эмоциональное возбуждение, но и надежно охраняет от разрушения его технико-тактические навыки под воздействием высокоинтенсивных стрессов ответственных соревнований.

О некоторых практических приемах саморегуляции рассказывается в этой статье.

Желающие овладеть искусством аутогенной тренировки должны в первую очередь научиться последовательно вызывать в себе такие ощущения:
—       чувство расслабления в руках и ногах;
—       чувство тепла в ногах и руках, напоминающее расслабление после плотного обеда;
—       контроль за частотой сердечных сокращений и их регуляция;
—       чувство тепла в области живота и прохлады в области лба (на наиболее высокой стадии освоения).