Методика подготовки управление тренировочным процессом на основе этапного комплексного контроля

Страницы: 1 2 3 4 5 6

При разработке современной системы подготовки спортсменов высокой квалификации усилия специалистов все больше концентрируются на проблеме управления этой подготовкой.

При системном подходе к исследованию спортивной тренировки на первый план выступают процессы, которые протекают в системе. Прежде всего необходимо провести исследования в следующих направлениях:
—       исследование структуры специальной подготовленности в.зависимости от специализации, уровня спортивных достижений, степени тренированности и возрастных особенностей;
—       разработка и обоснование методов диагностики специальной подготовленности квалифицированных спортсменов;
—       выявление модельных характеристик специальной подготовленности и соревновательной деятельности на различных уровнях спортивных достижений;
—       определение способа выявления соответствия индивидуальных данных модельным;
—       обоснование методики развития качеств и способностей, определяющих спортивный результат.

Реализация в практике всех операций делает возможным перевести спортсмена из исходного состояния в планируемое, но лишь в том случае, если сведения являются всесторонними.

Существует единое мнение, согласно которому уровень достижений в велосипедном спорте зависит от физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовленности. Вместе с тем на настоящем этапе развития спорта уже недостаточно описательных представлений и логических заключений. Необходимы точное установление основных качеств и свойств у конкретного спортсмена и методика количественной оценки их.

До тех пор пока структура подготовленности будет анализироваться на основе таких понятий, как физическая, техническая, тактическая и другие виды подготовленности, эти задачи не могут быть решены. Дело в том, что ни одна из этих сторон не проявляется, не может быть измерена и учтена в чистом виде. Например, работа в анаэробном режиме сопровождается мучительными болезненными ощущениями и необходимо вырабатывать психологическую устойчивость к ее перенесению. Таким образом, можно говорить о том, что психологические качества являются как бы отдельным компонентом одной из сторон физической подготовленности.

В целом можно говорить, что принятое у нас подразделение структуры подготовленности носит во многом схематичный характер. Любое качество или свойство организма, относящееся к тому или иному разделу подготовленности, может проявляться лишь в сложном сочетании с рядом других качеств, во многом зависит от них и, в свою очередь, определяет их уровень.

Итак, изолированная оценка — даже в приближенном виде — степени развития различных сторон подготовленности весьма затруднительна, как затруднителен и выбор средств, способствующих их совершенствованию, а также методов их оценки.

Для совершенствования системы спортивной тренировки особенно перспективными представляются возможности системного подхода. Системное исследование выдвигает на первый план синтез знаний, но такой синтез, который не завершает анализа, а выступает в качестве исходного принципа исследования.

В результате интенсивного научного поиска, осуществленного группой специалистов киевского ГИФКа, появился ряд весьма содержательных теоретических и практических разработок проблемы управления тренировочным процессом в велосипедном спорте, которые улучшили методические и организационные принципы подготовки, положительно повлияли на спортивные достижения советских велосипедистов.

В теории и практике современного спорта различают три состояния спортсмена, которым соответствуют три вида контроля. Целью оперативного контроля является определение состояния спортсмена во время тренировочного занятия. Текущий контроль проводится для выявления повседневных изменений организма, происходящих под влиянием одного или нескольких занятий в день. Этапный контроль позволяет определить характер изменений в состоянии спортсмена под воздействием относительно продолжительного периода подготовки, установить готовность к выполнению планируемого на очередной этап задания и при необходимости внести соответствующие коррективы в тренировочную программу (В. А. Запорожанов, 1969; В. Н. Платонов, 1974, 1980; В. М. Зациорский, 1979).