Некоторые факторы, обусловливающие индивидуальность и оптимальность вариантов ведения гонки

Страницы: 1 2 3 4 5

В некоторых видах велосипедных гонок одним из основных моментов является умение правильно распределять силы на дистанции. Опрос 49 велосипедистов высших разрядов показал, что в индивидуальной гонке на шоссе в большинстве случаев спортсмены предпочитают следующие тактические варианты ведения гонки: быстрое прохождение первой половины дистанции (быстрое начало), равномерное прохождение обеих половин дистанции, быстрое прохождение второй половины дистанции (быстрый финиш). Более того, велосипедисты подчеркивали, что они стараются постоянно придерживаться (исключение составляют случаи, когда метеорологические и рельефные условия на первой и второй половине дистанции неодинаковы) одного из вышеуказанных вариантов. Это говорит о том, что у велосипедистов имеется удобный для них способ распределения сил на дистанции.
Для окончательного выяснения этого вопроса мы проделали в подготовительном периоде тренировки следующий эксперимент. Группе опытных велосипедистов-шоссейников (35 человек — мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, перворазрядники) и группе велосипедистов-новичков (32 человека) в лабораторных условиях предлагалось на велоэргометре-велотренажере (сконструирован нами, имеет как и на спортивном велосипеде 10 передаточных отношений и холостой ход, обладает инерцией) дважды пройти 10 км юношам и женщинам и 15 км мужчинам-разрядникам. В первый день они проходили дистанцию с раскладкой сил, которую считали для себя удобной. Например, если велосипедист предпочитал проходить вторую половину дистанции быстрее, чем первую, то в первой серии эксперимента он так и делал. Во второй же серии мы составляли ему график, в котором начало дистанции он проходил быстрее, чем конец (естественно, общее время прохождения дистанции в обеих сериях было одинаковым).
Если испытуемые выбирали равномерный вариант прохождения дистанции, то в последующих сериях они проходили ее за такое же время, что и в первой серии, но в двух вариантах: с быстрым началом и быстрым прохождением второй половины дистанции. Для суждения о раскладке сил на дистанции мы приняли следующие условные критерии. Если юноши и женщины проходили первую и вторую половину дистанции с разницей не больше 13 сек., а мужчины-разрядники — не больше 20 сек., то такой вариант прохождения дистанции считался равномерным. Графики, когда время прохождения первой половины дистанции было меньше по сравнению со второй половиной (свыше указанного интервала), рассматривались как вариант с быстрым началом. Графики, по которым вторую половину дистанции спортсмены проходили за более короткое время, чем первую (с превышением указанного интервала), рассматривались как вариант с быстрым финишем.
Время прохождения каждого километра и общее время работы фиксировалось ручным секундомером. Пройденный путь измерялся спидометром и периодически сообщался испытуемым. Нагрузка во время работы для всех испытуемых была одинаковой.
Об энергетической стоимости работы при различных вариантах раскладки сил на дистанции мы судили по суммарной за все время работы величине пульса. Возможность использовать частоту сердечных сокращений в качестве индикатора интенсивности физической нагрузки подтверждали многочисленные исследования (В. В. Розенблат, 1967; Н. И. Волков с соавторами, 1969, и др.). Частота сердечных сокращений во время работы велосипедистов регистрировалась с помощью сумматора пульса.
До работы (фоновые данные) и после нее (во время восстановления) пульс измерялся пальпаторно. Время восстановления определялось по достижении исходных (до работы) величин пульса. Темп восстановления (снижение числа сердечных сокращений за 1 мин.) вычислялся путем следующего расчета: суммарный за все время работы пульс делился на время восстановления. Сопротивление суммарных величин пульса за время работы, а также темпа и времени его восстановления в двух сериях эксперимента давало возможность говорить о рациональности применяемого велосипедистами способа прохождения дистанции. Если суммарный пульс и время восстановления при прохождении дистанции по неудобному способу по сравнению с удобным увеличивались, а темп восстановления замедлялся, то можно было предполагать, что предпочитаемый (выбираемый) вариант прохождения дистанции действительно рационален.