Передача

Цепная передача передает вращение от ног велосипедиста к заднему колесу и повышает скорость вращения последнего по сравнению со скоростью ведущей зубчатки.

Величиной передачи, или сокращенно передачей, называется произведение диаметра заднего колеса на отношение числа зубьев z1 ведущей зубчатки к числу зубьев z2 ведомой. Передача так же, как диаметр заднего колеса, выражается в миллиметрах или дюймах.

Так, например, если диаметр заднего колеса равен 700 мм, z1 — 48 зубьев, z2 = 16 зубьев, то передача равна
700 · 48/16 = 2100 мм.

Понятие «передача» сложилось исторически и осталось от того времени, когда переходили от велосипедов типа «паук» с большим ведущим передним колесом, приводимым во вращение непосредственно шатунами, к велосипедам с цепной передачей. Величина передачи численно равна диаметру такого «большого» колеса, которое за один свой оборот проходит такое же расстояние, какое проходит данный велосипед за один оборот ведущей зубчатки. Чем больше передача, тем большее расстояние проходит велосипед за один оборот ног велосипедиста, но в то же время и тем большее усилие требуется прикладывать к педалям для вращения ведущей зубчатки. Поэтому передача подбирается в зависимости от величины сопротивления движению велосипеда и от индивидуальных особенностей велосипедиста. Сопротивление движению в свою очередь зависит от сопротивлений в самом велосипеде, от типа и состояния дорожного покрытия, профиля дороги и величины сопротивления воздуха. Для наилучшего приспособления к условиям движения желательно применение переменных передач, как это и делается у шоссейно-гоночных и легкодорожных велосипедов.

Укладкой или разверткой передачи называется расстояние, проходимое велосипедом по поверхности дороги за один оборот ведущей зубчатки. Зависимость укладки от передачи выражается обычной геометрической формулой зависимости длины окружности от ее диаметра: длина окружности равна диаметру, умноженному на 3,14. Например, если передача равна 2100 мм, то укладка составит 2100 · 3,14 = 6594 мм.