Разборка и сборка колес

Разборка колеса. Разборка колеса заключается в разъединении втулки и обода в случае необходимости замены или ремонта одной из этих деталей.

Разборку производят свертыванием специальным ключом или отверткой ниппелей со спиц, после чего обод колеса легко снимается, а спицы вынимаются из отверстий фланцев втулки. Перед разборкой колеса с его обода должна быть удалена предохранительная тесьма, а по мере отвертывания ниппелей нужно снимать их шайбы.

Сборка колеса. При сборке производится соединение обода со втулкой при помощи спиц и ниппелей (рис. 43).

В левую руку берут втулку, а правой рукой в отверстие, имеющееся во фланце втулки, продевают спицу без ниппеля. Необходимо обратить внимание на то, чтобы отверстие было раззенковано со стороны продеваемой спицы; когда спица будет продета через отверстие, то головка спицы должна быть заподлицо с поверхностью фланца. Спицу, продетую через отверстие фланца втулки, пропускают в отверстие у ближнего наружного края обода и надевают на нее шайбу. Затем на спицу навертывают ниппель, пока торец спицы не сравняется с поверхностью головки ниппеля. Следующая спица продевается в отверстие фланца втулки, отстоящее на одно отверстие от уже продетой спицы. В ободе же спица продевается через три отверстия в четвертое, находящееся на одной линии с первым. С остальными спицами поступают точно так же, как с предыдущими двумя спицами, т. е. во фланце каждая следующая спица продевается через одно отверстие, а в ободе — через три отверстия в четвертое. Всего на каждом фланце втулки имеется по 18 отверстий: 9 раззенкованы с наружной стороны, чередуясь через одно отверстие, а остальные 9 — с внутренней. Делается это для того, чтобы расклепанная головка спицы была заподлицо с фланцем.

При сборке сначала вставляют спицы в 9 отверстий фланца втулки с наружной его стороны, оставляя свободными отверстия для спиц, которые будут продеваться с внутренней стороны. Соединив втулку с ободом девятью спицами, втулку повертывают в левую или правую сторону, при этом обод придерживают свободной рукой, благодаря чему спицы, находящиеся между фланцем втулки и ободом, натягиваются. При сборке втулки с деревянным ободом необходимо следить за тем, чтобы угол наклона спиц при повернутой втулке соответствовал углу наклона отверстий, просверленных в деревянном ободе под ниппели. Это необходимо для того, чтобы спица при натяжении не могла сломаться в месте перегиба (около ниппеля).

При сборке второго ряда спиц, у которых расклепанная головка будет находиться с внутренней стороны фланца, спицу, продетую через отверстие фланца, нужно поместить в отверстие обода, просверленное под ниппель на той же осевой линии, что и первые 9 спиц. Наклон этой спицы будет противоположным наклону спиц, помещенных во фланце втулки с наружной стороны. Спицу нужно пропустить в десятое отверстие в ободе, ведя счет от ниппеля спицы, которая на поверхности фланца имеет первое крестообразное пересечение с данной спицей. Наклоны этих двух спиц к направлению радиуса колеса противоположны один другому; каждая спица на своей длине три раза пересекается со спицами, идущими в противоположном направлении. Спица, образующая третье пересечение, должна находиться поверх спицы, вставляемой в обод в данный момент. На помещенную в отверстие обода спицу надевают шайбу и завертывают ниппель. Остальные 8 спиц устанавливаются в отверстия с внутренней стороны фланца втулки и в отверстия обода таким же образом (см. пунктирные линии на рис. 43).

Прежде чем собирать вторую сторону колеса, необходимо обратить внимание, что отверстия, имеющиеся на фланцах втулки, сверлятся не в одной диаметральной плоскости. Отверстие одного фланца приходится между двумя отверстиями противоположного фланца, если смотреть на втулку со стороны одного из торцов. Такое расположение отверстий на фланцах втулок способствует наиболее точной центровке обода. Сборка второй стороны колеса ничем не отличается от сборки первой стороны. Не имеет большого значения, с какой стороны начать продевать спицы через отверстия во фланце: с внутренней или наружной; нужно, чтобы расклепанная головка спицы была заподлицо с поверхностью фланца. Профессиональная привычка начинать сборку колес с наружной стороны фланца создает удобство при дальнейшей сборке колеса. Сборку второй стороны производят следующим образом: расположение спицы, помещенной в отверстие фланца, должно соответствовать расположению спицы в противоположном фланце. Если расклепанная головка спицы в противоположном фланце приходится на поверхности наружной стороны фланца, то расклепанная головка данной спицы должна находиться также на поверхности наружной стороны фланца. Наклон спицы должен быть в ту же сторону, что и наклон противоположной спицы. Спицу помещают в отверстие обода, перед спицей, расположенной с противоположной стороны обода. Последовательность размещения спиц в ободе и фланце остается такой же, что и при сборке на противоположной стороне колеса. После сборки колесо подвергается центровке.