Соотношение тренировочных и соревновательных тактических действий при подготовке велосипедистов-шоссейников

Страницы: 1 2 3 4

Или другой пример. На V этапе Велогонки мира между городами Вроцлав — Герлиц после первых 10 км вперед ушла группа велосипедистов, среди которых были 3 советских гонщика. Спустя некоторое время лидирующую группу догнали еще 16 гонщиков. И все же тактика ухода в отрыв в начале этапа обеспечила успех команде СССР. Этап выиграл В. Капитонов, третьим был А. Колумбет, а команда упрочила свое лидирующее положение.

Таким образом, ускорения и рывки, предпринимаемые гонщиками в начале этапа, позволяют им уйти от основной массы соперников и обезопасить себя от падений в завалах, улучшить время прохождения этапа и положение команды в гонке.

Приведенные три тактических приема были признаны экспертами в качестве наиболее эффективных и для основной части гонки. Однако особенность приведенных выше тактических действий заключалась в том, что эти действия применялись в условиях утомления, во время прохождения промежуточных финишей и могли принести успех лишь команде, имеющей высокую функциональную подготовленность.

Тактический прием «торможение группы» проводится:
а)       для завоевания дистанционного преимущества командой, гонщики которой ушли вперед;
б)       для отставших вследствие падения, поломки велосипеда, чтобы они могли догнать основную группу.

Прием «торможение группы» был предпринят на V этапе протяженностью 168 км между городами Дрезден — Прага на XVIII Велогонке мира (1965 г.). Перед горным финишем вперед ушла группа из 11 человек, среди которых были и советские гонщики А. Петров и Г. Лебедев. Оставшуюся главную группу тормозили Ю. Мелихов, А. Дохляков и Г. Сайдхужин. Они сбивали темп гонки, садясь на «колесо» противника, разрывая группу гонщиков, пытавшихся догнать лидеров. В результате предпринятых тактических действий сборная СССР на данном этапе закрепила свое лидирующее положение в командном зачете, а А. Петров стал лидером в личном зачете.

В заключительной части гонки наиболее эффективным был признан тактический прием «работа в группе с экономией сил для решающей атаки». Как было показано выше, на протяжении всей соревновательной дистанции происходят непрерывные атаки в виде рывков и ускорений, что приводит гонщиков к значительному эмоциональному и физическому утомлению. В этом случае перед отдельными членами команды ставятся задачи создания таких условий в гонке, чтобы лидеры смогли на финише обеспечить себе реальное преимущество.

В качестве примера рассмотрим действия гонщиков на XIII этапе XXVIII Велогонки мира (1975 г.). Этап имел протяженность 146 км. Гонка проходила в непрерывных атаках, так как это был последний, решающий этап. За 2 км до въезда на стадион вперед для завершающей атаки вышла вся советская команда. Велосипедисты попеременно лидировали. Мощно проведя свою смену, В. Осокин раскатил В. Лихачева, который выиграл свой третий этап в гонке, приведя сборную СССР к победе в командном зачете.

Опыт показывает, что «опекание противников» является весьма эффективным тактическим приемом заключительной части гонки. Персональная опека сильнейших гонщиков-конкурентов или команд позволяет команде, применившей этот тактический прием, выбрать удобный момент для отрыва и победы на этапе.

Тактические приемы «определение дистанции финиширования» и «уход в одиночку за 2—5 км до финиша» взаимосвязаны.

Победителем или призером этапа гонки может стать лишь тот велосипедист, кто хорошо знает свои возможности и возможности конкурентов. Это позволит ему точно определить дистанцию финиширования и не проиграть в решающий момент.

Для спортсменов, не обладающих быстрым финишем, наиболее эффективен уход от основной группы за 2—5 км до финиша. Рассмотрим следующий пример. На X этапе протяженностью 160 км на XXXI Велогонке мира (1978 г.) за несколько километров до финиша вперед ушел итальянец Касати. Никто из гонщиков не мог его догнать, и Касати выиграл этап. Или другой пример: на I этапе протяженностью 220 км на XIII Велогонке мира (1960 г.) за 2 км до финиша на подъеме гонщик из ГДР Густав Шур и бельгиец Ван дер Берген стремительно спуртуют. Победил Г. Шур. Не исключено, что в момент отрыва Ван дер Берген не видел Г. Шура. Немецкий же гонщик, обладая хорошим финишем, точно определив дистанцию, обеспечил себе победу на этапе, став лидером гонки, и вывел свою команду в лидеры.