Техника педалирования велосипедистов-шоссейников

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рассмотрим некоторые варианты приложения усилий к рычагу, в данном случае к шатуну, так как на велосипеде шатун является рычагом, который передает усилия через цепь на заднее колесо и таким образом заставляет его двигаться (рис. 1).

Угол β1 между плоскостью педали и горизонталью равен 0°, угол α1, образованный между силой Fp1 и шатуном — 90° (рис. 1, а). Поэтому усилие, приложенное к педали, полностью передается на шатун. Углы β2 и β3 равны по 30° (рис. 1, b и с). Разница между ними в том, что при угле β2 носок педали опущен (это соответствует носковому способу педалирования), а при угле β3 — приподнят (это соответствует способу с опущенной пяткой). В связи с этим углы α2 и α3 между результирующей силой и шатуном соответственно равны 60 и 120°. По четырехзначной математической таблице (В. М. Брадис, 1973) sin углов 60 и 120° равен 0,87. Подставив в формулу 1 значения углов, получим, что усилия, приложенные к шатуну, примерно на 13% меньше тех, которые прилагаются к педали. Значит, между углом наклона педалей и эффективностью усилий, прилагаемых к ним, существует зависимость.

Рис. 2. Угловые характеристики педалирования велосипедистов различной специализации (по оси ординат — величина между плоскостью педали и горизонталью; по оси абсцисс — длина окружности):
п. п. — правая педаль; л. п.— левая педаль

Проведенные нами исследования способов педалирования велосипедистов представлены на рис. 2. На графиках изображены угловые характеристики правой и левой педали по отношению к горизонтали на протяжении всего цикла педалирования. Сверху рисунка показано положение шатунов и педалей на окружности, где за начало движения принято положение правой педали вверху. С правой его стороны дана схема положения педалей на окружности.

Анализ кривых и схем показал, что в группе мсмк и мс правая и левая педали на протяжении всей окружности имеют примерно
одинаковые угловые характеристики. Угловая асимметрия незначительная (рис. 2, а).

У группы кмс и I разряда правая педаль s в секторе от 70 до 175° работает способом с опущенной пяткой, а на остальной части окружности — носковым. Левая же педаль работает только носковым (рис. 2, в). В указанном выше секторе выявлена угловая асимметрия, которая достигает 25°. Во второй половине окружности, когда педаль подтягивается, асимметрия снижается и. достигает минимума.

У велосипедистов массовых разрядов в первой половине окружности (сектор от 15 до 180°) правая педаль работает способом с опущенной пяткой, а во второй — носковым (рис. 2, с). Левая педаль имеет примерно такие же характеристики, как и правая, только угол наклона педали в первой половине окружности (0—180°) меньше, чем во второй. Угловая асимметрия между педалями достигает 40°.

Проанализировав условные характеристики, можно сделать вывод, что высококвалифицированные велосипедисты (мсмк и мс) применяют носковый способ педалирования, квалифицированные (кмс, I разряд) — смешанный и носковой. Велосипедисты массовых разрядов имеют примерно аналогичные показатели с квалифицированными спортсменами, однако у них более выражена угловая асимметрия.

Выявленные отрицательные и положительные значения углов между плоскостью педали и горизонталью во время педалирования, по-видимому, обусловлены динамометрическими характеристиками мышц нижних конечностей велосипедистов.

Полученные данные говорят о том, что при педалировании наиболее оптимальный способ работы голеностопного сустава — носковой, выявленный у высококвалифицированных велосипедистов.