Техника педалирования велосипедистов-шоссейников

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рис. 4. Усилия, прилагаемые к педали велосипедистами различной квалификации: в.м.т. — верхняя «мертвая» точка: н.м. т. — нижняя «мертвая» точка

Анализ техники педалирования высококвалифицированных велосипедистов (мсмк, мс) выявил, что результирующие усилий, прилагаемых к правой педали (рис. 4, а) в точке 0°, направлены на давление и возрастают. Максимума усилия достигают в точке 90°, а затем они снижаются и в точке 185° равны нулю. Далее за счет подтягивания педали происходит нарастание усилий, где максимальные их значения достигаются в точке 270° (при горизонтальном положении шатуна). Впоследствии усилия уменьшаются в точке 345°, т. е. не доходя 15° до вертикального положения шатуна —0° (360°), — равны нулю. На графике видно, что усилия, прилагаемые к кривой педали в двух точках— 185 и 345°, равны нулю. Это обусловлено тем, что в этих точках происходит изменение направления приложения усилий и переключение в работе мышц нижних конечностей. В первой точке наблюдается переход от давления к подтягиванию, во второй, наоборот, — от подтягивания к давлению.

Усилия, прилагаемые к левой педали, аналогичны усилиям, прилагаемым к правой. Разница заключается лишь в том, что первые смещены на 180е по ходу вращения педалей, это обусловлено конструкцией шатунов. Поэтому нулевые точки находятся в 0° (180°) (переход от давления к подтягиванию) и 160° (340°) (переход от подтягивания к давлению), а максимальные усилия достигаются в точках 90° (270°) и 270° (90°).

Таким образом, у высококвалифицированных велосипедистов верхняя «мертвая» точка находится в секторе 340—345° и составляет 5°, а нижняя — 180—185° и составляет тоже 5°. В связи с этим усилия, направленные на давление как правой, так и левой педали, прилагаются по дуге в 195° (от 345 до 180°), а подтягивание — по дуге 155° (от 185 до 340°). Анализ динамических усилий показал, что подтягивание для правой педали составляет 36,1% от общих усилий, прилагаемых к ней, а левой — 35,6%. Асимметрия приложения усилий между педалями составила около 2,5%. Все эти данные указывают на то, что у высококвалифицированных велосипедистов обе ноги работают относительно синхронно.

Результаты анализа суммарной результирующей кривой усилий, т. е. суммы усилий, прилагаемых к правой и левой педали, показали, что по форме кривая имеет вид синусоиды, где максимальные усилия достигаются в точках 90 и 270°, а минимальные — 0° (360°) и 180°.

Следует, однако, помнить, что суммарная результирующая кривая отражает те усилия, которые прилагаются к педали и частично идут на продвижение велосипедиста.

Результаты анализа техники педалирования квалифицированных велосипедистов (кмс, I разряд) выявили, что усилия, прилагаемые к правой педали в точках 10 и 205° (по ходу вращения шатуна), равны нулю (рис. 4, в). Для левой педали прилагаемые усилия в зонах 6, 186 и 200° (20°) также равны нулю. Максимальные усилия при давлении правой и левой педали располагаются в точках 90 и 270° соответственно, а при подтягивании смещены для левой педали на 30° по ходу вращения шатуна и находятся в точке 120° (300°), для правой — на 60° и находятся в точке 330°.

Таким образом, у квалифицированных велосипедистов верхняя «мертвая» точка находится в секторе от 6 до 10°, а нижняя — от 200 до 205°. Усилия, направленные на давление педали, прилагаются по дуге 190° (10— 200°), а усилия, направленные на подтягивание,—по дуге 161° (205—360—6°).