Техника педалирования велосипедистов-шоссейников

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Для достижения высоких спортивных результатов в велосипедном спорте гонщику необходимо владеть совершенной техникой педалирования. Когда едет группа велосипедистов, можно сразу определить, где мастер, а где новичок. Это видно по внешним признакам: посадке, технике владения велосипедом и способу педалирования. Однако при наблюдении за ездой нескольких велосипедистов высокой спортивной квалификации даже опытному специалисту трудно ответить на вопрос, а кто же из гонщиков работает рациональнее? Правильный ответ на этот вопрос необходим тренеру, так как на основании знаний ошибок спортсмена он может вносить соответствующие изменения в планы его подготовки. Только одни наблюдения не могут дать ответ на этот сложный вопрос. Здесь необходима специальная научная аппаратура.
Изучению технического мастерства велосипедистов с использованием современной аппаратуры было посвящено много работ (Г. М. Мартынов, 1971; С. В. Ердаков, 1972; Н. А. Левенко, В. В.Михайлов, 1975; В. В. Тимошенков, 1976, и др.), в которых рассматривалась биомеханическая структура техники педалирования велосипедистов. Однако они не дали ответа на ряд вопросов, выдвигаемых практикой велосипедного спорта. Так, в частности, не имеется данных о наиболее рациональном способе педалирования и характере приложения усилий к педалям велосипедистами различной квалификации. Учитывая это, авторы настоящей статьи поставили цель изучить внешнюю (кинематическую) и внутреннюю (динамическую) структуру техники педалирования велосипедистов шоссейников.
В лабораторных условиях изучалась техника педалирования на специальном стенде, состоящем из утяжеленного трехроликового велостанка и шоссейно-гоночного велосипеда (В-555). Велосипед был оборудован двумя тензодинамографическими педалями, двумя реостатными датчиками углов поворота педалей и отметчиком, регистрирующим положение шатуна на окружности.
Конструкция тензодинамографических педалей позволяла оценивать усилия, прилагаемые к педали стопой спортсмена в двух взаимно перпендикулярных плоскостях — вертикальной и горизонтальной (по отношению к несущей плоскости педали).
Реостатные датчики устанавливались на несущей втулке педали и определяли угол между педалью и шатуном.
Регистрация положения шатуна (правого) на окружности осуществлялась через каждые 30° его оборота, где за начало отсчета была принята верхняя точка — 0° (360°).
Информация о кинематических и динамических характеристиках техники педалирования регистрировалась на светолучевом осциллографе (Н-041).
В исследованиях приняли участие велосипедисты-шоссейники от I юношеского разряда до мастера спорта международного класса. Техника педалирования у них изучалась в условиях, соответствующих езде по равнине, в низкой посадке и в индивидуальном темпе, то есть в оптимальном для спортсменов режиме.
Известно, что в практике различают 3 основных способа работы ног в голеностопном суставе во время педалирования: смешанный, носковый и с опущенной пяткой.
Какой же из них наиболее рационален?
Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к одному из разделов физики — теоретической механике. Так, из нее узнаем, что усилие, прилагаемое к рычагу под углом 90°, полностью передается на движение, а любое отклонение от прямого угла влечет за собой снижение эффективности передачи усилий. Для расчетов применяется формула:
Fэф = Fp·sin α,        (1)
где Fэф — эффективные усилия (кг);
Fр — результирующие усилия (кг);
sin α — угол между результирующей силой и рычагом.