В велопоход — со старшеклассниками

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Уже в ходе классных занятий и первых тренировочных выездов будут видны наклонности ребят, интересы, особенности поведения именно в велопоходах. Месяца через два после медосмотра распределите обязанности между членами вашей будущей походной группы. В любом случае этот ответственный момент должен произойти перед майской «трехдневной», чтобы в ней ребята уже выполняли свои обязанности.

Прежде всего, кроме руководителя в школьной туристской группе обязательно должен быть помощник, в роли которого может быть другой учитель, родитель кого-либо из ребят, старший брат, студент, которому исполнилось 18 лет и которому дирекция школы или Дома пионеров доверяет ребят. Деятельность туристских коллективов школьников строится на принципах самоуправления. Его воспитательное значение очень высоко, так как в этом случае намного легче создать в кружке (а потом — в группе) позитивное общественное мнение. Поэтому в группе должен быть командир — наиболее опытный, надежный, авторитетный школьник. Он помогает руководителю подготовить поход, а на маршруте следит за правильным и своевременным выполнением ребятами своих обязанностей. Кроме этой, в группе могут быть и такие должности: заместитель командира (он же может быть штурманом, ответственным за разработку маршрута), завхоз по снаряжению, завхоз по питанию, казначей, механик по ремонту техники и снаряжения (или ремонтный мастер;, санинструктор (или санитар), летописец (ответственный за дневник), фотограф, спортивный организатор (а если шире — культорг), костровой, ответственный за охрану велосипедов. Если решили выпускать походную газету, то должен быть главный редактор газеты.

Кроме общетуристских должностей могут быть обязанности краеведческие: старший краевед, географ, историк, ботаник, зоолог, этнограф и т. д. Обладатели этих должностей выясняют каждый по своей профессии как можно больше о районе, по которому пройдет маршрут, делятся своими знаниями с другими ребятами, намечают вместе со старшим краеведом экскурсионные объекты для осмотра, на месте рассказывают о достопримечательностях. Кроме того, все краеведы во время похода в музеях, у местных жителей, непосредственно у памятников и объектов собирают новые сведения. После похода каждый по своей части составляет отчет.

В некоторых туристских кружках практикуется двойное управление группой. Например, кроме того что на весь поход избираются старший механик, главный редактор, старший краевед и т. д., на каждый день назначаются дежурный механик, дежурный редактор, дежурный комендант лагеря...

Общая продолжительность первого категорийного путешествия может быть примерно две недели, но не больше двадцати дней, продолжительность второго похода (II категории сложности) может длиться до месяца (к тому времени ваши питомцы будут уже девятиклассниками). Практика показывает, что подростки с некоторым туристским опытом спокойно переносят месяц в седле. Примерный график движения в походе I категории сложности (по дням) можёт быть таким: 40—50—55 км; 50—60—65—55; 55—60—65—60 км.

В походе II категории сложности ежедневные нормы могут быть соответственно увеличены на несколько километров. Некоторые, правда, считают, что полные дневки действуют на туристов расслабляюще. Можно каждую из них заменять двумя полудневкамн: с обеда до обеда. Во время дневок обычно устраивают пешие радиальные походы к достопримечательностям или интересным природным объектам, собирают грибы, ягоды, орехи, занимаются профилактическим осмотром велосипедов, ремонтом, организуют спортивные игры, состязания и т. д.