В велопоход — со старшеклассниками

Страницы: 1 2 3 4 5 6

У нас в стране подавляющее большинство школьников, занимающихся туризмом, совершают пешие походы. И несмотря на то что теперь у многих ребят есть свои велосипеды, редко можно увидеть цепочку школьников-велотуристов с объемистыми рюкзаками или баулами на багажниках. Видимо, влияет взрослый туризм, в котором число путешественников пешком, на байдарках, на лыжах пока значительно превышает количество велотуристов. Сказывается и то, что ездить на велосипедах по дорогам страны Правила дорожного движения разрешают лишь с 14 лет, когда некоторые ребята уже пристрастились к какому-то другому виду туризма. Третья причина, по-видимому, кроется в боязни родителей и учителей, что в путешествии на велосипедах непременно случится авария, несчастный случай. Однако велогонки подростков по улицам и дорогам намного опаснее, нежели организованное неспешное передвижение в группе под присмотром руководителя.
Но поговорите с подростками, которые уже бывали в велопутешествиях. Подавляющее большинство из них — энтузиасты велотуризма, и они не променяют своего двухколесного друга ни на что другое. А некоторые вам даже приведут убедительные аргументы в пользу турпоходов именно на велосипедах (большая скорость передвижения и в то же время высокая проходимость; не надо тащить вещи на себе; наконец, сама по себе велоезда, особенно по сухим лесным дорогам и тропам, доставляет большое удовольствие).
Организовать кружок велотуризма можно с ребятами 12—13 лет. В окрестностях своего города всегда можно проложить веломаршруты по местным дорогам с очень малым автомобильным движением, по проселочным и лесным дорогам, тропам. К тому моменту, когда подросткам исполнится по 14 лет, они уже будут готовы отправиться в серьезное путешествие. И велосипеды будут к тому времени оборудованы как следует, и снаряжение основательно подготовлено. А кроме того, совсем ни к чему замыкаться на одном виде туризма.
Помимо походов, туристу необходима общефизическая подготовка: ежедневная утренняя гимнастика, лучше на свежем воздухе, бег, плавание, различные подвижные игры. Во все времена года должны быть походы выходного дня— пешие, лыжные, велосипедные,— которые нужно рассматривать как тренировки к многодневным велопоходам.
Хорошо, если в велокружке у всех машины одной модели. Лучше ориентироваться на спортивно-туристские велосипеды. Для равнинной местности больше подходят велосипеды с одной ведущей звездочкой, если же предполагаются походы по пересеченной местности, нужны машины с двумя ведущими звездочками. Девушкам тоже нужно ориентироваться на спортивно-туристские велосипеды, но для них лучше поставить широкое пружинное седло дорожного велосипеда, прямой руль городского типа. Если же у ребят дорожные машины, девочкам лучше всего пойдут велосипеды «Прима» пензенского велозавода с открытой рамой, с передним и задним багажниками. «Прима» имеет такие же узкие шины, как и «Турист» (размер шин 32x590). Эта модель хороша для девочек и в том случае, если у ребят спортивно-туристские велосипеды, но тогда нужно на заднем колесе поставить блок ведомых звездочек с бестормозной втулкой и переключателем передач, а также задний тормоз клещевого типа. Такая переделка потребует дополнительных деталей, определенных технических навыков.
Тем, кто предполагает ездить по пересеченной местности, желательно, чтобы педали имели туклипсы. Благодаря им гораздо легче взбираться на подъемы, уменьшается нагрузка на узлы велосипеда, а кроме того, туклипсы фиксируют ноги на педалях, что предохраняет велосипедиста от травм на спусках, когда велосипед неожиданно попадает на выбоины или ухабы. Однако не нужно ремешки туклипсов затягивать чрезмерно.