В велопоход — со старшеклассниками

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Приведенный график рассчитан на хорошую погоду, сухую ровную дорогу. Попутный ветер прохождение намеченного участка ускорит. На грунтовой дороге, лесных тропах, на крутых подъемах и спусках, при сильном встречном ветре эти нормы, наоборот, уменьшаются до 20—30%, а на грунтовых дорогах после дождя — еще больше. Ощутимые коррективы вносит осмотр достопримечательностей. В любом случае на каждый день нужно оставлять не менее чем по часу ходового времени в резерве. А вообще надо всегда стараться проходить маршрут с некоторым опережением графика — это благотворно влияет на настроение группы.

В течение дня темп тоже не одинаков. Он должен плавно нарастать, достигать максимума через полтора-два часа после начала движения, к обеду понижаться. Во второй половине дня обычно наблюдается второй пик наибольшей отдачи — примерно в 17—18 часов (в жару — позже).

Прежде чем выйти в поход, все должны усвоить основные сигналы направляющего: поднятие руки вверх и два свистка — остановка, вытягивание руки в сторону — поворот, один свисток и сигнал «Внимание, опасность!» — начало движения. Каждый день должен назначаться дежурный штурман, который под руководством главного штурмана ведет за собой группу, задает нужный темп (в первый, самый ответственный день похода группу ведет сам руководитель).

По шоссе велотуристы едут цепочкой по одному не далее 1 м от края покрытия или по обочине, если по ней хорошо ехать и там нет пешеходов. Интервал на ровной дороге 3 м, на лесной дороге, на тропах — 5—6 м, на спусках — до 10—15 м, на спусках по мокрой и скользкой дороге — до 20—30 м. Во время остановок вся группа немедленно сходит с полотна на полосу отчуждения. Остановки надо стараться устраивать там, где есть съезды с шоссе, и располагаться у леса или обсадки. Особенно внимательны будьте при проезде через город, где очень легко растерять группу. Темп здесь должен быть медленным.

Обычно режим дня в походе таков: подъем — в 7.00, движение по маршруту — с 9 до 12.30 и с 15 до 18.30, привал — с 12.30 до 15 ч, отбой — в 22 ч. В летние длинные дни вечером на ночлег можно вставать позже, соответственно отбой может быть в 22.30. Б жару обеденный перерыв увеличивается за счет сдвига времени движения.

Ежедневно вечером (обычно перед ужином, пока не стемнело) каждый участник похода осматривает свой велосипед, чистит его, смазывает, устраняет неполадки и неисправности. Если нужно, ему помогает в ремонте механик группы (или дежурный механик). Позже последний осматривает все велосипеды.

По вечерам после ужина полезно устраивать общие собрания группы, на которых командир подводит итоги дня, дает оценку деятельности всех участников похода, ставит задачи на следующий день. На этом собрании каждый может высказаться по поводу всего, что произошло днем, внести свои предложения, а то и навести критику. Такой разбор дня полезен для снятия напряжения между кем-то из членов группы, устранения недоразумений, а главное — помогает выработать правильные нормы взаимоотношений в группе, утвердить дух доверия между всеми. Здесь же у вечернего костра можно спеть любимые песни, а кто-то расскажет интересную историю.

По возвращении домой наступает последний, завершающий этап: подведение итогов похода, изготовление фотографий (или кинофильма), написание отчета, получение в маршрутно-квалификационной комиссии зачетной справки...

А тем временем начинается новый цикл — подготовка к следующему путешествию...