Организационно-методические проблемы подготовки велосипедистов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

К организму таких спортсменов предъявляются исключительно высокие требования; об этом свидетельствуют максимальные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок. Но подводить велосипедистов к этим максимальным параметрам тренировочной работы, характерным для этапа подготовки к высшим достижениям, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. Это правило часто игнорируется на практике. Попросту говоря, задолго до достижения оптимальной возрастной зоны, характерной для демонстрации наивысших результатов юные велосипедисты начинают копировать методику тренировки сильнейших спортсменов мира. Чаще всего это выражается в том, что в подготовке юных велосипедистов, морфологически и функционально не готовых к достижению результатов мирового уровня, применяются узкая специализация и большие объемы тренировочной работы. Юные спортсмены по нескольку раз в году выступают в соревнованиях, к которым должна быть организована специальная подготовка.

Итогом такой форсированной подготовки является бурный рост достижений в юношеском спорте. А высоких спортивных достижений среди взрослых добиваются обычно те спортсмены, которые по каким-либо причинам начали заниматься значительно позже велосипедным спортом и в силу небольшого стажа и недостаточной квалификации в своей возрастной группе сумели миновать напряженную подготовку в подростковом возрасте. При недостаточно морфологически и функционально
сформированном организме они не переносили чрезмерных нагрузок, а планомерно готовились к напряженной работе в более старшем возрасте. К сожалению, именно с этой относительно небольшой частью велосипедистов связаны основные успехи советского велосипедного спорта в последнем десятилетии. Это положение в полной мере относится и к большинству других видов спорта. Так, специальный анализ (В. М. Зациорский, 1977) свидетельствует: половина (47,4%) членов сборных команд страны по многим видам спорта никогда не входила в число сильнейших юношей и юниоров, а многие вообще миновали сферу организованного детского и юношеского спорта (В. И. Чудинов, 1978).

Принципиально важным и самым мощным резервом повышения эффективности системы подготовки велосипедистов является совершенствование организационной структуры многолетней подготовки на всех ее этапах. Прежде всего необходимо обеспечить ориентацию подготовки на конечную цель — достижение максимально доступных результатов в той возрастной зоне, в которой спортсмен будет предрасположен к этому в наибольшей степени. Это возможно при коренном пересмотре критериев оценки эффективности работы тренеров ДЮСШ, тесном сотрудничестве тренеров, работающих на различных этапах многолетнего совершенствования спортсменов. А до тех пор, пока основным критерием качества их работы будет служить спортивный результат и достижения в школьных и юношеских соревнованиях, а не качество отбора и предварительной подготовки с позиций интересов спорта высших достижений, будет неизбежен исключительно низкий коэффициент полезного действия детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов спортивного профиля. Многочисленные детские спортивные школы, как свидетельствует практика, к сожалению, не стали поставщиками резерва олимпийских сборных команд страны.

Известно, что путь к высшим достижениям в велосипедном спорте составляет у мужчин 7—10 лет. Такая продолжительность подготовки характерна для подавляющего большинства велосипедистов высшей квалификации и должна являться основой для построения многолетнего тренировочного процесса. При рациональном планировании тренировочный процесс в этот период должен быть разделен на четыре этапа: начальной подготовки, предварительной базовой подготовки, специализированной базовой подготовки, подготовки к высшим достижениям.

Тренировка на каждом из этих этапов имеет существенные особенности в постановке задач, средствах и методах, системе планирования, особенностях соревновательной практики.