Организационно-методические проблемы подготовки велосипедистов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Не существует четких различий и в методике подготовки на смежных этапах многолетней подготовки. Например, методика тренировки во второй половине этапа предварительной базовой подготовки и в первой половине этапа специализированной базовой подготовки имеет много общего как в постановке задач, так и в составе, объеме и соотношении тренировочных средств.

Воспитание спортсменов в ДЮСШ обычно охватывает период первых трех этапов многолетней подготовки. Что же касается тренировки на последующем этапе, то она осуществляется в центрах спортивной подготовки, школах высшего спортивного мастерства.

Основы построения многолетней подготовки фундаментальным образом разработаны специалистами по теории спорта, правильность их подтверждена всей практикой мирового спорта. В спорте высших достижений требуется безоговорочное соблюдение этих основ, но, несмотря на это, объективные закономерности подготовки грубо нарушаются в системе детского и юношеского спорта. Причиной, порождающей такую аномалию, является погоня за выполнением планов подготовки спортсменов-разрядников и мастеров спорта с учетом узковедомственных интересов.

Прогресс велосипедному спорту в прошедшем олимпийском цикле у нас в стране обеспечили хорошо известные факторы: централизация подготовки сильнейших велосипедистов, увеличение соревновательной практики, возрастание суммарного объема работы, освоение современных объемов силовой подготовки, двухцикловое планирование подготовки, эффективные формы идейно-политической подготовки. Но возможности большинства этих факторов практически исчерпаны, и обеспечить нашим велосипедистам необходимый прогресс может лишь творческий поиск и совершенствование методики подготовки. И в дальнейшем на успех могут претендовать лишь те тренерские коллективы, которые окажутся способными к комплексному использованию передового опыта и достижений науки.

Самым большим резервом в организации подготовки наших сильнейших велосипедистов является объединение усилий тренеров, работающих в юношеских командах и основных сборных командах страны, с тем чтобы строить их работу на единой организационно-методической основе. Следует скоординировать подготовку юношеских команд таким образом, чтобы основной целью было не достижение любыми путями максимальных результатов в международных юношеских соревнованиях, а планомерная подготовка кандидатов для взрослых сборных команд. При этом подготовка кандидатов во взрослые сборные команды страны должна основываться на щадящем режиме работы и разностороннем совершенствовании различных составляющих спортивного мастерства. Так, например, в ГДР тренировку в юношеских командах строят очень разнообразно, много работают над созданием
разносторонней технико-тактической базы. Такая ориентация приводит к менее яркому выступлению велосипедистов в юношеских соревнованиях, однако является мощной основой для последующей резкой интенсификации процесса подготовки в оптимальной возрастной зоне и стремительного роста результатов. Максимальные параметры тренировочных и соревновательных нагрузок, наиболее мощные средства подготовки следует реализовывать лишь при включении спортсменов кандидатами в основной состав.

Методика подготовки велосипедистов, специализирующихся на различных дистанциях, требует строгой дифференциации. Этому не способствует объединение в одной группе велосипедистов на первый взгляд близких специализаций — спринтеров и гитовиков, гонщиков, выступающих в индивидуальной и командной гонках преследования, не говоря уже о других дисциплинах, которые имеют еще большее различие. Однако такая практика объединения спортсменов широко распространена и встречается даже на уровне сборных команд страны. Например, перед чемпионатом мира 1982 г. по треку процесс подготовки в сборной команде был ориентирован преимущественно на два вида — спринтерскую гонку и командную гонку преследования. Гитовики проходили подготовку в группе спринта, а гонщики, специализирующиеся в индивидуальной гонке преследования и групповой,— совместно с командниками. Как нам известно, такая организация подготовки не привела к успеху в этих видах гонок исключительно способных велогонщиков-гитовиков, групповиков и индивидуальных преследователей, которые оказались в одной тренировочной группе с такими выдающимися спринтерами, как С. Копылов, или командниками, как В. Мовчан, А. Краснов, С. Никитенко, К. Храбцов. Такое объединение не позволяло в должной степени специализировать тренировочный процесс.