Организационно-методические проблемы подготовки велосипедистов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Победы наших велосипедистов в крупнейших международных соревнованиях можно рассматривать как свидетельство того, что применяемые на практике теоретические положения построения спортивной тренировки правильны. Однако поражения и неудачи служат показателями недостаточно точно разработанной теории, а вследствие этого и порочной практики подготовки. С этих позиций и следует рассматривать нынешнее положение дел в отечественном велосипедном спорте.
Итоги основных соревнований сезона — чемпионатов мира, проходивших после XXII Олимпийских игр, — к сожалению, не могут в полной мере удовлетворить наших специалистов и поклонников велосипедного спорта.
Не будем останавливаться на достижениях наших велосипедистов: они общеизвестны и широко освещались в печати. Рассмотрим проблему, количество которых в связи с бурным развитием велосипедного спорта в мире отнюдь не уменьшилось.
Наиболее острой проблемой является слабое пополнение сборных команд велосипедистами, способными в относительно короткий срок достичь результатов мирового уровня.
Систематические победы наших спортсменов на чемпионатах мира среди юношей, с одной стороны, радуют. С другой — опыт убеждает, что в большинстве видов спорта успехи юных спортсменов не всегда положительно сказываются на их дальнейшей спортивной карьере. Ведь ни для кого не секрет, что наши сильнейшие юные спортсмены тренируются так же, как взрослые спортсмены, достигшие оптимального возраста и сформировавшиеся в морфологическом отношении. Отражением этой тенденции является успешное выступление наших юношей в различных крупных соревнованиях уже на протяжении ряда лет. Однако далеко не все из них в дальнейшем попадают во взрослые сборные команды.
Многие тренеры, работающие в ДЮСШ, задают один и тот же вопрос: «Куда исчезают наши чемпионы среди юношей?»
Следует помнить, что достижение максимально возможных для данного спортсмена результатов в значительной мере обусловлено ходом естественного возрастного развития. Опасность форсирования подготовки состоит прежде всего в том, что тренировка юных по образцам сильнейших спортсменов мира практически отрезает им путь к дальнейшему росту спортивных результатов. Причин здесь много. Отметим лишь две основные. Во-первых, опыт последних лет показывает, что даже одаренные спортсмены не в состоянии более 2—4 лет переносить исключительно напряженные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для спортсменов международного класса. И сегодня мы становимся свидетелями весьма печального факта: с каждым годом сокращается продолжительность «спортивной жизни» призеров в видах спорта, связанных с проявлением выносливости. Во-вторых, применение в тренировке юных спортсменов исключительно напряженных, мощных тренирующих средств приводит к быстрой адаптации организма к этим средствам и к исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен слабее реагирует на такие же воздействия. Но главное — он перестает реагировать и на более легкие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых жестких режимов. Разумеется, отказ от форсированной подготовки снизит результаты, показываемые подростками в детских и юношеских соревнованиях. Однако, если тренер поставил перед своими воспитанниками задачу достижения результатов мирового уровня, необходимо отказаться от такой подготовки.
Анализ подготовки выдающихся спортсменов современности в подавляющем большинстве случаев свидетельствует о том, что у них на протяжении многих лет создавалась разносторонняя функциональная база и лишь с достижением возраста, оптимального для демонстрации высших достижений, реализовывались наиболее мощные резервы подготовки.