Организационно-методические проблемы подготовки велосипедистов

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Ориентация подготовки сильнейших велосипедистов мира на участие в олимпийских играх обусловила организационно-методическое выделение олимпийских (четырехлетних) циклов подготовки, что косвенно отражается на динамике национальных спортивных достижений. К числу основных проблем построения тренировки в условиях этих циклов относится оптимальное распределение нагрузок по годам цикла. В общей принципиальной схеме построения подготовки спортсменов в олимпийском цикле логически оправданны следующие четыре этапа.

1-й и 2-й этапы функциональной подготовки направлены прежде всего на: существенное повышение общего уровня функциональных возможностей организма, всестороннее развитие физических и духовных способностей, прямо или косвенно определяющих спортивные достижения, и т. д.;
3-й     этап предусматривает моделирование построения тренировки и апробацию системы соревнований завершающего олимпийского года;
4-й     этап предусматривает обеспечение максимальной реализации приобретенных возможностей в главных соревнованиях.

В таком полном виде эта схема подходит главным образом к подготовке молодых спортсменов — претендентов на включение в олимпийские команды. При построении же очередного олимпийского цикла подготовки спортсменов, уже испытавших напряженность аналогичного цикла, первый год нередко отводят для относительной разгрузки, и основная тренировочная нагрузка имеет реабилитационную (активно-восстановительную) направленность.

Распределение приростов объема нагрузок по годам олимпийского цикла имеет следующий вид (в долях условной единицы):
I вариант: 0,25; 0,35; 0,20; 0,20.

II вариант: 0,45; 0,35; 0,20; 0.

III  вариант: 0; 0,5; 0; 0,5.

(0 означает, что в этот год объем нагрузки стабилизируется или уменьшается).

Объем тренировочных нагрузок и его структура в процессе многолетней тренировки велосипедистов высокой квалификации претерпевают существенные изменения. По мере увеличения тренировочного километража тенденция прямолинейного нарастания его от года к году должна сменяться волнообразной динамикой. Здесь могут "быть различные особенности. Например, для преследователей, уменьшая в отдельные годы общий тренировочный объем, важно не допустить чрезмерного сокращения объема тренировки на шоссе, так как он тесно связан с прогрессом достижений на треке.

Многие специалисты связывают дальнейший прогресс спортивных результатов с увеличением объема и интенсивности выполненной работы. Это положение механически переносится на все этапы спортивного совершенствования и виды гонок без специального анализа взаимосвязи результата с параметрами тренировочной нагрузки.

Тренировка велосипедистов 12—16 лет на этапах подготовки в ДЮСШ строится однотипно, практически без учета будущей специализации. Принято считать, что большой объем работы в аэробном и аэробно-анаэробном режимах энергообеспечения создает необходимый функциональный фундамент для последующей специальной тренировки. Это вполне правомерно по отношению к тем спортсменам, которые в дальнейшем изберут в качестве специализации шоссейные гонки или гонки преследования. Для будущих же спринтеров подобное содержание подготовки становится непреодолимым барьером на пути их спортивного совершенствования, прежде всего вследствие изменений в структуре мышечной ткани, которая перестраивается на выполнение длительной малоинтенсивной работы при одновременном угнетении скоростных способностей. Большинство тренеров владеют методикой подготовки велосипедистов, специализирующихся в шоссейных гонках и гонках преследования на треке. Спринтеров же готовят единицы. Для решения этой проблемы необходимо проводить ориентацию в спринте на ранних этапах, а базовая подготовка велосипедистов-спринтеров должна строиться в строгом соответствии со спецификой вида гонок и включать разнообразные средства, способствующие дальнейшему развитию скоростных качеств.