Система педагогического контроля за развитием специальных физических качеств велосипедистов

Управление подготовкой спортсменов высокого класса в свете системного подхода и теории управления включает в себя следующие элементы.

1. Научно обоснованное планирование системы подготовки и прогнозирование модельных характеристик и этапных нормативов.

2. Реализация планов подготовки с учетом, единства науки и практики в обеспечении тренировочного процесса.

3. Контроль за ходом подготовки по широкому комплексу средств и методов диагностики состояний спортсмена с научным анализом.

4. Оперативная коррекция тренировочных планов, модельных характеристик и этапных нормативов с учетом индивидуальных, особенностей спортсменов, этапа подготовки, условий тренировочного процесса (А. Д. Бутков, 1978, 1979).

В ряду отмеченных элементов системы управления важную роль играет педагогический контроль за динамикой состояния спортсмена, его функциональными возможностями и резервами, основными сторонами специальной физической подготовленности, в частности уровнем развития физических качеств спортсменов. С этой целью используются отдельные тесты, серии или комплексы тестов, позволяющие оценивать двигательную деятельность спортсмена. В велосипедном спорте широко используются упражнения, выполняемые на велоэргометре, который при определенной модернизации позволяет максимально приблизить структуру движения (педалирования) к привычным индивидуальным двигательным стереотипам.

В специальной литературе приводится большое количество велоэргометрических тестов с целью диагностики развития физических качеств спортсменов (В. А. Барановский, 1968; А. Д. Нижегородцев, 1970; Р. А. Джуганян и др., 1970; С. В. Ердаков, 1972; Ю. Г. Крылатых, 1972). Однако вне комплексной системы эти тесты не дают возможности выявить взаимозависимость физических качеств на различных этапах спортивной тренировки, определить зависимость спортивных результатов от уровня развития физических качеств, изучить пути, по которым происходит становление спортивной формы отдельных гонщиков.

Опираясь на исследования многих специалистов велосипедного спорта, можно сделать вывод, что основным содержанием тренировочного процесса велосипедистов является воспитание физических качеств. Для спортсменов высокой квалификации такими качествами, лимитирующими достижение высоких спортивных результатов, являются быстрота, сила, скоростная сила, специальная и  общая выносливость (В. А. Бахвалов, Е. М. Архипов, 1965; В. А. Барановский, Н. А. Масальгин, 1967; Н. В. Басов, 1969; А. Д. Нижегородцев, 1970; Р. Е. Варгашкин, 1972; В. А. Капитонов, С. В. Ердаков, 1977). Задача нашего исследования заключалась в разработке комплекса информативных педагогических тестов для контроля за уровнем и динамикой специальных физических качеств велосипедистов.

С целью диагностики специальных физических качеств были подвергнуты проверке на соответствие требованиям метрологии как ранее применявшиеся, так и новые тесты.

К контрольным упражнениям для оценки моторики человека предъявляют требование соответствия тестов критериям подлинности. Тест можно признать подлинным (валидным), если методами математической статистики можно доказать, что контрольное упражнение соответствует критериям действительности, надежности и объективности (X. Бубе с соавт., 1966; Н. В. Всеволодов, 1969).

При отборе тестов мы исходили из того, что исследование уровней развития физических качеств должно производиться на протяжении годичного цикла подготовки велосипедистов. Упражнения в естественных условиях тренировки (шоссе, трек) не дали бы желаемого результата, так как проводились бы на различных по профилю шоссе и треках. Это значительно повлияло бы на результаты выполнения упражнений и поставило бы перед необходимостью сравнивать показатели тестовых процедур. Для объективизации показателей контрольные упражнения выполнялись в лабораторных условиях на велоэргометре.

В процессе выполнения упражнений регистрировали: время выполнения теста (на секундомерах СДпр-1); частоту педалирования; частоту сердечных сокращений (с помощью радиотелеметрической системы «Спорт» с записью на самопишущий прибор Н-327 или электрокардиограф).

Кроме того, для определения специальной выносливости исследовался биохимический состав крови*.

Параллельно с контрольными упражнениями для выявления функциональных возможностей спортсменов проводились исследования кислородтранспортной системы организма**.

* Исследования проводились группой биохимии проблемной лаборатории КГИФК под руководством старшего научного сотрудника В. П. Бринзак.

** Исследования проводились группой сотрудников проблемной лаборатории КГИФК под руководством зав. лабораторией, кандидата биологических наук, доцента В. Д. Моногарова.